Внутри административно-бытового помещения произошёл конфликт с рукоприкладством, участниками которого стали две сотрудницы предприятия. В результате одна из них получила травму.
Расследовавшая этот инцидент комиссия работодателя сделала вывод, что травмирование не связано с производственной деятельностью, так как вред здоровью был нанесен не при выполнении трудовых обязанностей, либо при совершении правомерных действий, вытекающих из трудовых правоотношений.
Травмированная работница была обвинена в несоблюдении правил внутреннего Кодекса корпоративной этики предприятия — демонстрировала агрессию, пренебрежительное отношение, морально оскорбила коллегу. Также она использовала рабочее время для решения конфликтной ситуации, не связанной с трудовыми правоотношениями, чем нарушила ПВТР.
Не согласившись с таким мнением комиссии, получившая травму сотрудница обратилась в ГИТ. Инспекторы посчитали иначе и вынесли нанимателю предписание составить акт по форме Н-1, так как оспариваемый несчастный случай можно квалифицировать как обусловленный производством. Также в ГИТ обязали наймодателя провести оценку профессионального риска и подготовить меры по его уменьшению в части опасности подвергнуться насилию со стороны враждебно оппонирующих сотрудников.
С такой позицией уже был не согласен работодатель и обратился в суд. Судьи первой инстанции отменили предписание инспекторов ГИТ, так как травмирование произошло не при исполнении производственных обязанностей, хотя и на территории работодателя.
После этого дело рассматривалось Апелляционным судом, который не согласился с мнением коллег первой инстанции. В качестве правового обоснования был использован довод, что ст. 229.2 ТК РФ содержит исчерпывающий список оснований, позволяющих относить несчастные случаи к категории не связанных с производством. При рассмотрении данного дела подобных оснований не установлено.
Как посчитал суд, причины и обстоятельства, приведшие к конфликту, не являются юридически значимыми для рассмотрения данного дела. Травма была получена на территории предприятия в административно-бытовом корпусе, в котором расположено рабочее место пострадавшей сотрудницы. При этом несчастный случай произошёл в рабочее время, а наниматель не выполнил свою главную обязанность по обеспечению безопасности трудовой деятельности и условий, соответствующих требованиям ОТ и гигиены труда. Это означает, что руководство предприятия не смогло создать условия, исключающие причинение вреда жизни, здоровью сотрудников.
На этом основании Кемеровский областной суд в своём Определении от 26.04.2023 г. № 33а-3896/2023 квалифицировал подобный несчастный случай как связанный с производством.