C 1 декабря в России вводится обязательная маркировка средствами идентификации для 10 групп товарных наименований, среди которых покрышки, обувь, парфюмерия, несколько видов мужской и женской верхней одежды (плащи, куртки, пальто, полупальто и другие), белье, табачные изделия, а также рабочая одежда, выполненная из композиционной или натуральной кожи.
Основная цель маркирования продукции – сокращение оборота контрафактных изделий. На ярлыке или упаковке товара будет находиться QR-код либо радиочастотный чип, содержащий информацию об изготовителе и дате производства продукции. К 2024 году чиновники планируют распространить маркировку на все без исключения товарные группы.
С помощью цифровых меток можно отслеживать движение товара от изготовителя к покупателю. Подделать такую метку практически невозможно, так как уникальный цифровой код присваивается не партии товаров, а отдельной упаковке. Любые связанные с ней действия хранятся в единой системе, доступ к которой получат контрольно-надзорные органы. Товары будут иметь свой цифровой паспорт подобно человеческому. Потребители получат возможность сообщать надзорным органам о подозрительной продукции. В конечном итоге потребители будут защищены от потенциально опасных товаров, способных нанести вред здоровью.
За несоблюдение требования по маркировке продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей она составит 5-10 тыс. рублей, для юридических лиц 50-100 тысяч. В обоих случаях предусмотрена конфискация не маркированных предметов.
Вне закона находится и реализация изделий без обязательной маркировки, а также их хранение, транспортировка и приобретение с целью дальнейшего сбыта. Кроме того, в Кабмине озвучили введение штрафных санкций за внесение в государственную систему недостоверных сведений о товаре.
По распоряжению премьера Дмитрия Медведева оператором цифровой маркировки стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и Госкорпорации «Ростех». Сейчас ЦРПТ маркирует табачную продукцию и меховые изделия и в тестовом режиме отрабатывает технологии маркировки обуви и лекарств.
Предположительно стоимость маркировки единицы товара может составить 0,5 рубля без НДС. Совокупные расходы на создание системы маркировки составят свыше 250 млрд рублей. При этом в ЦРПТ подчеркнули, что затраты не коснутся федерального бюджета, так как система формируется в рамках государственно-частного партнерства.