Минтруд пытается внести изменения в профессиональный стандарт «Специалиста по охране труда». Разработчики уже подготовили новый проект этого профстандарта.
Какими же свежими обязанностями и полномочиями хотят наградить рядового российского СОТа? Существенные изменения ожидаются в должностной дифференциации специалистов по ОТ. В новой редакции предлагается учитывать квалификацию сотрудников (что вполне логично), разделив их на:
1) младшего специалиста по ОТ, для которого не предъявляются требования к опыту работы;
2) специалиста по ОТ. При высшем образовании опыт работы не требуется, а вот при среднем профобразовании стаж в области ОТ должен составлять не менее 3-х лет;
3) главного (ведущего) специалиста по ОТ. При высшем образовании – стаж работы в области ОТ не менее 3-х лет, при среднем профобразовании – не менее 4-х лет
Главная задача специалистов - обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации.
Кроме рядовых спецов предусмотрены и руководящие должности:
1) руководителя службы ОТ;
2) начальника отдела по ОТ;
3) начальника управления по ОТ.
Тут уже новый профстандарт гласит о необходимости высшего профильного образования этих руководителей, а если не профильного, то с обязательной профессиональной переподготовкой в области ОТ и опытом работы в сфере охраны труда от 5 лет.
Обобщенная трудовая функция – руководить, а именно: планировать, разрабатывать и совершенствовать систему управления охраной труда и оценки профрисков.
На этом привычная для российских СОТов профессиональная квалификация в сфере ОТ заканчивается. И если с первыми 3-мя специалистами и их руководителями всё понятно, то следующие должности, предложенные разработчиками в обновленном профстандарте, также, как и их трудовые функции начинают вызывать массу вопросов.
Попробуем (по возможности) разобраться и почувствовать глубину идеи:
1) эксперт по условиям и охране труда;
2) консультант по условиям охраны труда и управлению профрисками;
3) инструктор по условиям и охране труда.
Этим должностям предписывается высшее образование, при необходимости профессиональная переподготовка в области ОТ, а также дополнительное образование по программе повышения квалификации по оценке профессиональных рисков и не менее 5-ти лет соответствующего стажа в ОТ. Кроме этого, настоятельно рекомендуется аттестоваться в области промбезопасности, электробезопасности, пожарно-техническому минимуму, работе на высоте и по оказанию первой помощи.
Обобщенные трудовые функции звучат следующим образом: экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда.
Судя по требованиям к подготовке вышеперечисленных экспертов-инструкторов, их обязанности выходят за рамки охраны труда и предполагают расширение сферы деятельности. Впрочем, СОТам и раньше было не привыкать совмещать охрану труда с промышленной безопасностью, ГО и ЧС, с пожарной и даже экологической безопасностью.
Последний уровень руководителей из нового профстандарта подразумевает «стратегическое управление профессиональными рисками в организации». Звучит многообещающе, но ограничивается рамками профрисков. На выбор предлагается два варианта должностей:
1) заместитель руководителя организации по управлению профрисками;
2) руководитель направления (подразделения) по управлению проферисками в организации.
Требования к образованию такие же, как у предыдущей группы, а вот к опыту работы, кроме 5-ти лет стажа в ОТ, добавляется не менее 2-х лет руководства какими-то проектами, подразделением в области ОТ, внутреннего контроля или аудита.
Остается лишь догадываться – будут эти специалисты существовать в отдельной структуре, или должны являться приложением к привычной службе по ОТ? Если располагаться, - то где? А если руководить, то-кем?
Создается впечатление, что авторы проекта, перерождающегося профстандарта пытаются навалить на 3-х рядовых СОТов (младшего, ведущего и обычного) дополнительных руководителей и новых специалистов – теоретиков, функции которых выглядят весьма туманно.