Минтруд РФ опубликовал письмо №15-2/ООГ-3215 от 15 декабря 2022 года по вопросу об использовании дистанционных технологий при обучении охраны труда.
Положения ст. 214 Трудового кодекса РФ обязывают работодателей провести обучение по охране труда для своих сотрудников. С 1 сентября 2022 года в России действует Постановление Правительства РФ от 24 декабря №2464, утвердившее обновленные Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований ОТ.
Обучение выполняется в соответствии с содержанием программ, включающих сведения о темах (с количеством часов, отведенных на их изучение), практических занятиях, формах образовательной деятельности, формах проверки полученных знаний. Пункт 46 Правил устанавливает категории работников, подлежащих обучению по ОТ с применением соответствующих программ.
При этом программы, прописанные в пп. «б» и «в» должны обязательно включать практические занятия. Объем практических занятий должен составлять не менее 25% от совокупного количества учебных часов, отведенных на изучение программы. Для их проведения необходимо привлекать наглядные пособия и специальные технические обучающие средства.
Необходимость практики предусматривается и рядом других положений Правил. Так, половина времени должно быть выделено под практические занятия при обучении приемам оказания первой помощи. Обучение порядку использования средств индивидуальной защиты предполагает формирование практических навыков. Они развиваются в ходе практических занятий в объеме не менее половины времени, отведенного на изучение программы. При этом здесь также необходимо использовать технические средства.
Пункт 66 Правил допускает проведение обучения сотрудников требованиям охраны труда в дистанционном формате и администрирование этого процесса на основе применения компьютеров и сети интернет. Однако использовать только этот формат обучения не представляется возможным, так как существует требование организации практических занятий. Чтобы не нарушать действующие правила в дистанционном режиме можно проводить исключительно теоретические занятия. Для изучения теории можно проводить вебинары, интернет-конференции и др.
Невозможность переноса практики в дистанционный формат объясняется специфическими требованиями к проведению таких занятий. Например, программы обучения использованию средств индивидуальной защиты и оказанию первой помощи пострадавшим требуют организации работы на тренажерах для формирования мыслительной памяти и закрепления тактильных навыков.
Для программ, связанным с обучением безопасным методам и приемам работ во вредных производственных условиях необходимы тренажеры, разработанные на основе технологий дополненной реальности и профильных программных комплексов.