Оценка профессиональных рисков (ОПР) с 1 марта 2022 года введена на уровне Трудового кодекса. Но до сих пор управление профрисками остается одной из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе тем.

Как правильно оформить процедуру ОПР на предприятии, помог разобраться Илья Бодров, руководитель направления ОПР ГК «Серконс».

Цели ОПР

Для чего проводить ОПР? Основная цель — предотвращение производственного травматизма и количества несчастных случаев на производстве. 

Кроме того, что при сокращении количества травм, работодатель сможет снизить затраты на социальное страхование работников (тарифы станут ниже) и на ремонт оборудования, вышедшего из строя в результате происшествий.

Оценка профрисков позволит грамотно распределить бюджет на участки производства с источниками повышенной опасности и точно рассчитать нормы выдачи СИЗ по реальной потребности работников, а не по усредненным нормативам.

На основе результатов ОПР формируются остальные процессы охраны труда предприятия - выдача средств индивидуальной защиты, обучение по ОТ и назначение регулярных медицинских осмотров.

Оценивать профессиональные риски работодатель может как самостоятельно, так и с привлечением экспертной организации. 

Проведение ОПР силами экспертов значительно экономит рабочее время собственных сотрудников организации и позволяет минимизировать недочеты, которые могут привести к нареканиям со стороны проверяющих органов.

За отсутствие ОПР на предприятии законодатель предусмотрел штрафы в ст. 5.27.1 КоАП РФ. Должностные лица и индивидуальные предприниматели отвечают в размере от 2 000 до 5 000 руб. На организацию может быть наложен штраф от 50 000 до 80 000 руб.

Что такое риск-менеджмент и для чего он нужен на предприятии?

Всю систему управления рисками на предприятии принято называть «риск-менеджментом». 

С 1 марта 2023 года работодатель обязан:

  • выявить опасности, оценить риски и рассказать о них коллективу;
  • научить работников правилам охраны труда в объёме требований к должности;
  • прекращать работу на опасных рабочих местах;
  • требовать от сотрудников соблюдения правил охраны труда и увольнять при их грубом нарушении. 

Подготовка к проведению ОПР начинается с формирования группы, которая будет отвечать за управление рисками. Как правило, туда входят сотрудник, ответственный за охрану труда (СОТ), руководитель предприятия и руководители структурных подразделений. Они разрабатывают план по внедрению системы управления рисками. Они же отвечают за внедрение результатов проведенной процедуры. 

В случае необходимости участники этой рабочей группы проходят обучение по проведению ОПР. 

Рабочая группа по управлению рисками должна составить Положение по выявлению, оценке и управлению профрисками, которое будет содержать:

  • общие положения;
  • порядок организации работы по оценке и управлению профессиональными рисками;
  • способы идентификации опасностей на рабочих местах;
  • описание процедуры оценки профессиональных рисков;
  • метод проведения оценки профрисков;
  • документирование результатов проведения ОПР;
  • порядок информирования работников о профессиональных рисках на их рабочих местах;
  • описание процедуры управления профессиональными рисками;
  • процедура мониторинга профессиональных рисков;
  • порядок пересмотра результатов ОПР.

Казалось бы, сама по себе оценка профрисков состоит всего из трёх этапов:

  1. Проведение ОПР.
  2. Разработка локальных нормативных актов по результатам ОПР.
  3. Внедрение результатов ОПР.

Но за каждым стоит большая работа как экспертной организации, так и работодателя.

Методы проведения ОПР

Метод проведения ОПР работодатель вправе выбрать самостоятельно в зависимости от особенностей деятельности предприятия (приказ Минтруда РФ от 28.12.2021 г. № 926).

Тот же Минтруд в приказе от 28.12.2021 г. № 926 рекомендует методики оценки профессиональных рисков. Самые распространенные среди них:

  • контрольные листы;
  • матричный метод;
  • матричный метод на основе балльной оценки.

Работодатель может не использовать рекомендованные Минтрудом методики, а разработать свою собственную. Главное, чтобы метод соответствовал целям и задачам деятельности предприятия. 

При выборе методики можно ориентироваться на три базовых критерия:

  1. соответствие методики характерным особенностям деятельности предприятия;
  2. результаты в форме, которая позволит наиболее эффективно донести до работников информацию о существующих на их рабочих местах опасностях и мерах по их предотвращению или минимизации;
  3. возможность проверить процесс и результат управления профессиональными рисками. 

Для малого и микробизнеса предусмотрены самые простые методы оценки рисков (метод контрольного листа и матричный метод). 

Универсальные методы — матричный метод и матричный метод на основе балльной оценки. Они подходят для любых предприятий и используются в 90% случаев. 

Проведение ОПР

Проведение ОПР — это идентификация опасностей, их выявление и описание, оценка соответствующих им рисков и разработка мер по их снижению. 

Идентификация проходит в два этапа: документарный и визуальный. 

Во время документарного этапа комиссия по проведению ОПР анализирует нормативно-правовые акты, регулирующие проведение оценки профрисков, локальные нормативные акты организации и техническую документацию на оборудование, сооружение и сырье, а также результаты контроля состояния и условий охраны труда.

На этом этапе составляется перечень опасностей, воздействующих на работников при выполнении трудовых обязанностей.

Визуальный этап — это проведение визуального аудита. На этом этапе можно выявить опасности или измерить вредные и опасные факторы, наличие которых на рабочих местах нельзя определить на этапе изучения документации (скрытые опасности), а также уточнить уровни всех опасностей.

По результатам ОПР у работодателя должны появиться следующие локальные нормативные акты:

  • положение по выявлению, оценке и управлению профессиональными рисками;
  • реестр опасностей предприятия;
  • карта оценки профессиональных рисков;
  • план управления профессиональными рисками.

Реализация мер по снижению уровней профрисков

В соответствии с планом управления профессиональными рисками работодатель разрабатывает меры по снижению уровней опасности на предприятии. Эти меры должны будут способствовать уменьшению производственного травматизма.

При этом не стоит забывать, что при изменении производственных процессов или штатного расписания опасности на предприятии нужно будет пересматривать. 

Новости по теме Все новости