Минтруд РФ разработал систему рекомендаций по классификации, выявлению, распознаванию, описанию «производственных опасностей». Предполагается, что новый приказ на эту тему вступит в силу с 1 марта 2022 года.

В ведомстве поясняют, что классификация необходима для точного и объективного выявления опасностей на рабочих местах как часть процедуры управления профессиональными рисками в системе ОТ на предприятии.

В настоящее время для этого применяют ГОСТ Р 51901-2002. Однако положения указанного документа носят общий характер, не вникая в конкретику проблемы. Теперь же Минтруд выделяет три направления классификации опасностей:

  • по видам ущерба здоровью, травмы, профзаболевания работника;
  • по видам профессиональной деятельности;
  • по источникам появления опасности, вредного фактора на рабочем месте.

Каждое из этих направлений оперирует своим перечнем рисков. В частности, в группе по видам профдеятельности присутствует работа на высоте, работа с опасным напряжением, со взрывоопасными компонентами, служба в аварийно-спасательных подразделениях и др.

Под источниками опасностей понимается наличие переносного электрического оборудования, ионизирующее излучение техногенного/природного характера, вибрационные и шумовые нагрузки, риски падения в углубления, котлован, срыва с высоты и др.

В приказе подчеркивается, что этап обнаружения опасностей имеет ключевой характер в процессе управления профрисками в рамках системы управления ОТ. По его итогам создается список выявленных опасностей, который определяет насколько полно будут контролироваться риски.

Отдельно прописаны опасности, не связанные с производственной деятельностью. К ним относятся суровые климатические условия, выполнение рабочих функций под водой, землей.

В соответствии с особенностями операционной деятельности работодатели вправе расширять перечень опасностей. Минтруд РФ рекомендует создать классификатор опасностей с группировкой разных критериев.

При распознавании опасностей нужно привлекать работников и их представителей, организуя продуктивный диалог. Также следует учитывать штатные и вероятные аварийные ситуации, риски, потенциально воздействующие на посетителей и сотрудников подрядных организаций.

Чиновники предлагают методы, позволяющие правильно идентифицировать опасности. Среди них анализ действующих норм охраны труда и обследования рабочих мест посредством их осмотра и обхода. Даются рекомендации по сбору исходных сведений (проведение опросов, опыт практической деятельности наймодателей, анализ материалов расследования фактов травматизма, профзаболеваний и др.).

Документ содержит приложение с классификатором опасных факторов, источников опасностей, протоколом осмотра рабочего места, опросным листом сотрудника об опасности, примером оформления списка опасностей, которые идентифицированы на рабочем месте.

Также в документе говорится и о выборе методики оценки профессиональных рисков.

Оценивать уровни профессиональных рисков можно с разным уровнем глубины и детализации. При этом допускается применять один или несколько методов, которые необходимо обосновать с пояснением их пригодности и приемлемости.

Проект приказа включает перечень конкретных методов оценки профрисков. В частности, разработаны рекомендации для предприятий микробизнеса с численностью сотрудников до 15 человек. Таким работодателям рекомендовано использовать контрольные листы, формируемые на базе собственного опыта и опыта аналогичных компаний, естественно с учетом действующих государственных нормативных требований охраны труда. При этом перечень контрольных вопросов следует своевременно актуализировать.

Отдельный раздел рекомендаций посвящен подробному описанию самых распространенных методов оценки профессиональных рисков. В их число входит матричный метод с применением балльной оценки, система анализа «галстук-бабочка», анализ «затрат и выгод» и др.

Оценивая нововведения, эксперты сходятся во мнении о том, что для компаний, имеющих правильное понимание управления охраной труда, имеющих на производстве современное технологическое оборудование, имеющих достаточные бюджеты – это благо. Но остальные предприятия, которых пока подавляющее большинство, скорее всего получат очередную профанацию и подмену понятий. При отсутствии достаточного количества кадров на участке работ, связанных с охраной труда, многие работодатели будут вынуждены отдать оценку рисков на аутсорсинг, и как правило, по самой низкой цене. Качество работ по выявлению опасностей и оценке рисков при этом будет прямо скажем низкое, а что уж говорить о результатах работы автоматизированных систем, искусственный интеллект которых никогда не увидит ваше производство. Сэкономив средства на оценке профрисков работодатель может получить такой план мероприятий, большая часть которого отправится в мусорное ведро, а деньги в очередной раз будут выброшены "на ветер". И никакого тебе снижения травматизма.

 

Новости по теме Все новости