Как разобраться в тонкостях обучения сотрудников в соответствии с постановлением № 2464? Как организовать процесс обучения в своей компании и какие нюансы при этом не упустить из внимания?

Прошёл год с момента, как изменился формат обучения по охране труда. Многие до сих пор не знают точно, в чём они заключаются или не обращают внимания на нововведения, продолжая обучать по привычной схеме. Это грозит серьёзными предписаниями ГИТ и штрафами за нарушение.

Попробуем доступно объяснить, как теперь устроен процесс обучения по охране труда, и дадим ссылку на чек-лист, чтобы вы смогли проверить свою компанию на соответствие требованиям постановления № 2464.

Три важных изменения в формате обучения по охране труда

 Модули

 Индивидуальное обучение

Практика 

 Если раньше программа была условно одна, то теперь нужно выбрать одну из нескольких:

- программа А - общие сведения по охране труда;

- программа Б – пишется в зависимости от опасных вредных факторов на конкретном рабочем месте;

- программа В - по обучению работам повышенной опасности;

СИЗ - обучение по применению средств индивидуальной защиты;

Оказание первой помощи пострадавшим - теперь это тоже составная часть обучения по охране труда.

Каждого сотрудника надо обучать в соответствии с его должностными обязанностями

В модули Б, В, СИЗ и оказание первой помощи обязательно должна быть включена практика в объёме от 25% до 50% программ. А это довольно существенный объём программы.

С одной стороны, легко разобраться, кого по каким направлениям учить: модули стали конкретнее. Но внутри них есть вариативность - у разных сотрудников в одной и той же программе может быть разное наполнение.

Например, есть программа Б, и по ней нужно обучать только по тем вредным факторам, которые есть у конкретного работника по результатам спецоценки или оценки профрисков. По программе В нужно обучать только по тем работам повышенной опасности, которые имеют отношение к конкретному человеку. По программе СИЗ необходимо проводить обучение только по тем СИЗ, которые требуют такого обучения.

При этом нет конкретного перечня, какие СИЗы нужно изучать обязательно - их определяет работодатель. Объём программы по оказанию первой помощи также определяет работодатель с учётом примерных программ. Всё зависит от того, какие опасности есть на рабочем месте.

С СИЗами разобраться легко. Например, существуют простые и понятные СИЗ - перчатки, халаты, каски, ботинки, очки - их можно не включать в программу обучения; а бывают сложные СИЗ - изолирующие противогазы, тепловизоры, привязи для работы на высоте – пользоваться такими СИЗ точно надо учить. Впрочем, есть компании, которые обучают по всем СИЗ сразу, чтобы не тратить время на выбор конкретных направлений. Это допустимо и особо не усложняет процесс. Но все на усмотрение работодателя.

Как организовать обучение в своей компании с учётом нововведений?

Теперь работодателю нужно не только следить за сроком обучения, но и назначать конкретные модули, учитывать их вариативность, а потом делить людей на группы и организовывать им практику. Плюс нужны преподаватели, технические средства обучения и отдельное рабочее место для проведения обучения.

В сложившейся ситуации можно выбрать один из трёх вариантов:

Вариант 1. Обучать формально и ничего не менять: просто привести программу в соответствие и сделать протоколы. Формальное обучение - это недальновидное решение. Когда придёт время сдавать документы в Реестр, станет очевидно, что обучением в соответствии с постановлением № 2464 в компании никто не занимался.

Вариант 2. Обучать всех и всему: сделать одну обучающую программу на всех и включить в неё всё, что нужно и можно. Это тоже плохой вариант. Во-первых, документы также покажут, что обучение близко к формальному, а практику «всем» и «по всему» вы точно не организуете. Во-вторых, объём программы по Б, В и СИЗ будет просто космический.

Вариант 3. Организовать обучение в соответствии с новым порядком. Это объёмная и сложная задача, но только так можно обучить всех тому, что им нужно, и не нарваться на штрафы.

Кто следит за тем, чтобы обучение было в соответствии с 2464?

Постановление № 2464 предписывает вводить данные по обученным сотрудникам в Реестр Минтруда. Сейчас там содержится менее 50 тысяч записей. В России около 3 миллионов юридических лиц и столько же индивидуальных предпринимателей — в сумме 5-6 млн юридических лиц и предпринимателей. Почему всех этих людей до сих пор нет в реестре? Они не обучают сотрудников?

Мы допускаем, что среди миллионов юрлиц есть те, кто:

  • освободили работников от обучения;
  • обучили работников перед принятием нового нормативного документа — пока им просто нет необходимости регистрироваться в реестре.

Но работники увольняются, на их место приходят новые - многие юрлица всё равно должны обучать и этих сотрудников тоже. С появлением реестра Минтруд может использовать внесённые данные, чтобы вовремя выписывать штрафы конкретному предприятию. Обещают, что такая процедура начнет действовать уже в ближайшее время. Также данные о вашей компании и сотрудниках есть в различных фондах: сколько человек работает, на каких должностях, какое количество времени и т.д. Минтруд может легко сравнить данные в реестре с данными в фондах и выяснить, обучаете ли вы сотрудников или нет.

Поэтому рано или поздно каждой компании придётся задуматься, как организовать обучение не формально, а в соответствии с новыми требованиями, передать данные в реестр и работать спокойно.

Новости по теме Все новости