Как разобраться в тонкостях обучения сотрудников в соответствии с постановлением № 2464? Как организовать процесс обучения в своей компании и какие нюансы при этом не упустить из внимания?
Прошёл год с момента, как изменился формат обучения по охране труда. Многие до сих пор не знают точно, в чём они заключаются или не обращают внимания на нововведения, продолжая обучать по привычной схеме. Это грозит серьёзными предписаниями ГИТ и штрафами за нарушение.
Попробуем доступно объяснить, как теперь устроен процесс обучения по охране труда, и дадим ссылку на чек-лист, чтобы вы смогли проверить свою компанию на соответствие требованиям постановления № 2464.
Три важных изменения в формате обучения по охране труда
Модули |
Индивидуальное обучение |
Практика |
Если раньше программа была условно одна, то теперь нужно выбрать одну из нескольких: - программа А - общие сведения по охране труда; - программа Б – пишется в зависимости от опасных вредных факторов на конкретном рабочем месте; - программа В - по обучению работам повышенной опасности; СИЗ - обучение по применению средств индивидуальной защиты; Оказание первой помощи пострадавшим - теперь это тоже составная часть обучения по охране труда. |
Каждого сотрудника надо обучать в соответствии с его должностными обязанностями |
В модули Б, В, СИЗ и оказание первой помощи обязательно должна быть включена практика в объёме от 25% до 50% программ. А это довольно существенный объём программы. |
С одной стороны, легко разобраться, кого по каким направлениям учить: модули стали конкретнее. Но внутри них есть вариативность - у разных сотрудников в одной и той же программе может быть разное наполнение.
Например, есть программа Б, и по ней нужно обучать только по тем вредным факторам, которые есть у конкретного работника по результатам спецоценки или оценки профрисков. По программе В нужно обучать только по тем работам повышенной опасности, которые имеют отношение к конкретному человеку. По программе СИЗ необходимо проводить обучение только по тем СИЗ, которые требуют такого обучения.
При этом нет конкретного перечня, какие СИЗы нужно изучать обязательно - их определяет работодатель. Объём программы по оказанию первой помощи также определяет работодатель с учётом примерных программ. Всё зависит от того, какие опасности есть на рабочем месте.
С СИЗами разобраться легко. Например, существуют простые и понятные СИЗ - перчатки, халаты, каски, ботинки, очки - их можно не включать в программу обучения; а бывают сложные СИЗ - изолирующие противогазы, тепловизоры, привязи для работы на высоте – пользоваться такими СИЗ точно надо учить. Впрочем, есть компании, которые обучают по всем СИЗ сразу, чтобы не тратить время на выбор конкретных направлений. Это допустимо и особо не усложняет процесс. Но все на усмотрение работодателя.
Как организовать обучение в своей компании с учётом нововведений?
Теперь работодателю нужно не только следить за сроком обучения, но и назначать конкретные модули, учитывать их вариативность, а потом делить людей на группы и организовывать им практику. Плюс нужны преподаватели, технические средства обучения и отдельное рабочее место для проведения обучения.
В сложившейся ситуации можно выбрать один из трёх вариантов:
Вариант 1. Обучать формально и ничего не менять: просто привести программу в соответствие и сделать протоколы. Формальное обучение - это недальновидное решение. Когда придёт время сдавать документы в Реестр, станет очевидно, что обучением в соответствии с постановлением № 2464 в компании никто не занимался.
Вариант 2. Обучать всех и всему: сделать одну обучающую программу на всех и включить в неё всё, что нужно и можно. Это тоже плохой вариант. Во-первых, документы также покажут, что обучение близко к формальному, а практику «всем» и «по всему» вы точно не организуете. Во-вторых, объём программы по Б, В и СИЗ будет просто космический.
Вариант 3. Организовать обучение в соответствии с новым порядком. Это объёмная и сложная задача, но только так можно обучить всех тому, что им нужно, и не нарваться на штрафы.
Кто следит за тем, чтобы обучение было в соответствии с 2464?
Постановление № 2464 предписывает вводить данные по обученным сотрудникам в Реестр Минтруда. Сейчас там содержится менее 50 тысяч записей. В России около 3 миллионов юридических лиц и столько же индивидуальных предпринимателей — в сумме 5-6 млн юридических лиц и предпринимателей. Почему всех этих людей до сих пор нет в реестре? Они не обучают сотрудников?
Мы допускаем, что среди миллионов юрлиц есть те, кто:
- освободили работников от обучения;
- обучили работников перед принятием нового нормативного документа — пока им просто нет необходимости регистрироваться в реестре.
Но работники увольняются, на их место приходят новые - многие юрлица всё равно должны обучать и этих сотрудников тоже. С появлением реестра Минтруд может использовать внесённые данные, чтобы вовремя выписывать штрафы конкретному предприятию. Обещают, что такая процедура начнет действовать уже в ближайшее время. Также данные о вашей компании и сотрудниках есть в различных фондах: сколько человек работает, на каких должностях, какое количество времени и т.д. Минтруд может легко сравнить данные в реестре с данными в фондах и выяснить, обучаете ли вы сотрудников или нет.
Поэтому рано или поздно каждой компании придётся задуматься, как организовать обучение не формально, а в соответствии с новыми требованиями, передать данные в реестр и работать спокойно.