Минтранс РФ выступил с инициативой использовать вместо подготовки и аттестации персонала в сфере транспортной безопасности инструктажи.
Порядок выполнения инструктажа и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в транспортной сфере. Как утверждают авторы законопроекта, реализация предложений исключит одновременную защиту от попыток незаконного вмешательства и охрану объектов транспортной инфраструктуры. Это поможет избавиться от двойных расходов перевозчиков, финансирование которых выполняется в том числе за счет средств бюджета РФ.
Реализация проекта не потребует расширения штата сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Также не нужно привлекать дополнительные расходы из федерального бюджета и менять существующий порядок финансирования. Одновременно будут оптимизированы организационные и финансовые издержки перевозчиков без уменьшения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
В министерстве считают избыточной подготовку работников автомобильного и городского наземного электротранспорта, машинистов, помощников машинистов, членов экипажей внутреннего морского и водного транспорта по вопросам, связанным с соблюдением мер транспортной безопасности. Альтернативой этому может стать назначение ответственного сотрудника, в сферу компетенции которого войдут вопросы транспортной безопасности.
Для выполнения своих обязанностей он пройдет подготовку и аттестацию. После этого ответственное лицо получит право проводить инструктажи для персонала транспортных компаний. В Минтруде полагают, что для этого достаточно, чтобы члены локомотивных бригад, экипажей морских и речных судов, водители городского транспорта получили минимальные навыки в области обеспечения транспортной безопасности.
В частности, они смогут предупредить о возникновении несанкционированного вмешательства во время перевозки. Для этого члены экипажей станут проверять работоспособность оборудования, обеспечивающего безопасность на транспорте, включая средства связи и оповещения. Также им необходимо осматривать транспортное средство перед выходом в рейс и после остановки в конечном пункте маршрута. Это позволит обнаружить посторонние подозрительные предметы.
Сотрудники компаний-перевозчиков смогут ограничивать свободный доступ посторонних внутрь транспортного средства в период нахождения на стоянке, выявлять с помощью средств видеофиксации подозрительных лиц, в чьем поведении угадывается намерение совершить противоправный акт. При необходимости ими организуется экстренная эвакуация пассажиров.