Об этом заявил новый директор Департамента условий и охраны труда Минтруда и социальной защиты РФ Георгий Молебнов.
Наиболее интересная часть его доклада касалась планов по совершенствованию законодательства РФ в области охраны труда и именно эта задача на текущий момент является приоритетной для Минтруда.
Государственное регулирование в сфере охраны труда на сегодняшний день обеспечивается международными актами, Трудовым кодексом РФ и 1091 нормативно-правовым актом в сфере ОТ. В число этих действующих документов входят:
- НПА, предусмотренные ТК РФ – 25 шт;
- Правила по охране труда – 113 шт;
- Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ – 64 шт;
- Типовые инструкции по охране труда – 725 шт;
- Акты, регламентирующие гарантии и компенсации за вредные условия труда – 102 шт;
- Методические рекомендации и иные НПА – 62 шт.
Новая перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда ставит перед собой две основные цели:
- Снижение травматизма и сохранение здоровья работников
- Снижение регулирующей нагрузки на работодателя
Для решения этих задач Минтруд поставил перед собой следующие задачи:
- Совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития
- Внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма. Планируется отказ от типовых отраслевых норм выдачи СИЗ и выдачи их только на те рабочие места, где обнаружены вредные и опасные факторы производственной среды. Это увеличит степень защищенности работников и снизит экономическую нагрузку на бизнес.
- Устранение дублирований в НПА Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора. В 2019 году Минтруд выработал положения, которые учитываются при выработке новых НПА Ростехнадзором и Минтрудом, особое внимание уделено исключению дублирующих норм. В 2020 - 2021 Минтруд будет проводить анализ санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов на предмет наличия в них дублирующих положений в сфере ОТ с целью выработки предложений по дальнейшему исключению подобного дублирования.
- Экспериментальный правовой режим для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальных органов Роструда.
Новая схема регулирования в сфере охраны труда предусматривает Конвенции Международной организации труда, Трудовой кодекс РФ и НПА, предусмотренные ТК РФ и Правила по охране труда.
Планируется принять и новые документы:
1) Новый порядок обучения работников организаций взамен действующего постановления 1/29.
2) В 2021 году планируется внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ для всех видов экономической деятельности и утверждение Правил обеспечения работников спецодеждой. Единые нормы предусматривают переход от списочного порядка предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии/должности к индивидуальному, в зависимости от выявленных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов. Новые единые типовые нормы снизят финансовую нагрузку на работодателя, при этом он получит право самостоятельно выбирать необходимые СИЗ. Переходный период растянется на 3-5 лет с апробацией в отдельном регионе/отрасли. Новый нормативно правовой акт по СИЗ заменит 66 действующих.
3) Сейчас действуют 113 правил по охране труда. Планируется, что в 2021 году останется только 48 правил: 18 новых правил взамен 83, принятых до 2012 года и 30 правил, зарегистрированных Минюстом в период с 2012 по 2019 годы, которые подвергнут пересмотру и актуализации.
4) В рамках регуляторной гильотины планируется полная отмена всех 725 типовых инструкций по охране труда. Взамен будет предложена единая структура инструкций, которая установит единый подход и поможет работодателям в процессе разработки этих инструкций.
Таким образом в результате реализации механизма регуляторной гильотины вместо 1091 действующих НПА планируется принятие 73 НПА, что сократит количество актов по охране труда на 93,3%.