Для чего нужна государственная экспертиза условий труда, если есть СОУТ и ОПР? Кто может её проводить и инициировать?
Государственная экспертиза условий труда помогает определить, насколько правильно и в полной мере наниматель обеспечивает безопасность на рабочих местах. Она выступает наиболее эффективным инструментом разрешения трудовых споров, связанных с результатами проведения СОУТ. Её порядок утверждён приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 г. № 775н.
Процедура также регулируется нормами ст. 213 ТК РФ. Она устанавливает ключевые правила мероприятий, контролирующих проведение работодателями спецоценки условий труда. Госэкспертиза помогает определить правильность и полноту СОУТ, а также предоставления сотрудникам компенсаций и гарантий за производственную деятельность во вредных/опасных условиях. В фокусе проверки — корректность составления отчётных документов, правильность сделанных заключений, соответствие процедуры СОУТ нормативным требованиям.
Статус исполнителей госэкспертизы имеет Роструд и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере ОТ. В этот перечень не входят частные структуры. Инициировать экспертизу могут работники, наниматели, органы исполнительной власти, сотрудники ГИТ, судебные инстанции.
Лица, проводящие госэкспертизу условий труда, обладают следующими правами:
- находиться на территории работодателей вне зависимости от организационно-правовой формы;
- выполнять расчёты, измерения, наблюдения, в том числе привлекая специалистов аккредитованных лабораторий;
- делать запросы, безвозмездно получать различную документацию и иные материалы для достижения целей экспертизы.
Ст. 213 также регламентирует круг обязанностей лиц, проводящих госэкспертизу. В частности, они должны быть объективными в оценках и приводить их обоснования, готовить заключения, сохранять используемые документы.
Типовые формы документации, которая требуется при выполнении госэкспертизы утверждает Минтруд РФ.