Что делать со старыми автошинами? Это одна из самых серьезных экологических и экономических проблем.
Ежегодно только в России выбрасывается около 1 миллиона тонн отслуживших свое покрышек. Большинство их вывозится на загородные свалки, что и вызывает беспокойство экологов. Ведь шины выделяют токсичные вещества даже под воздействием солнечного света.
Пока в нашей стране перерабатывается только 30% старых покрышек. Среди часто используемых методов - сжигание, закапывание, пиролиз, измельчение в крошку.
Команда Инженерной школы энергетики ТПУ под руководством молодого ученого Александра Пака предложила новый подход к утилизации.
- Плазменная переработка отходов - революционный способ, который, по признанию мирового научного сообщества, когда-нибудь изменит мир, - говорит Александр Пак. - Такой метод позволяет расщеплять любые органические соединения практически до атомарного состояния.
Томские энергетики создали собственную модификацию атмосферного плазменного реактора. В его составе нет вакуумного и газового оборудования. Это позволяет значительно снизить энергоемкость процесса и сырьевую себестоимость.
- В отличие от "классического" дугового реактора здесь генерация плазмы электрической дуги происходит на открытом воздухе, а не в герметичном вакуумированном реакторе, - рассказывают ученые. - Такой способ утилизации предотвращает окисление сырья и продуктов синтеза.
В результате серии экспериментов по утилизации покрышек исследователи получили ультрадисперсный углеродный порошок, а также фуллереноподобные объекты и смесь газов, содержащую метан, окись углерода и водород.
- Выделение последнего особенно актуально для развития водородных технологий, которые со временем могут стать основой "энергетики будущего", - говорит Александр Пак.
Ученые уверены, что в процессе переработки старых покрышек можно получать экологически чистое топливо. В дальнейшем энергетики планируют переработать на плазменном реакторе и другие виды отходов - золу, шлак и пластик.