Вся система контроля будет полностью реформирована. В частности, основной ее составляющей – инспекторским проверкам отводится в новой системе весьма скромное место. А на первый план выйдут другие мероприятия, среди которых предложены и совсем экзотические.

Среди новинок, изложенных в проекте выделяются следующие пункты:

 - часть видов надзора будет осуществляться в отдельном, своем собственном, порядке, например, банковский, финансовый, акционерный, налоговый, оперативно-розыскные мероприятия и т. п., в том числе – надзор за соблюдением законодательства о рекламе Любопытно, что прокурорский надзор, согласно проекту, должен будет проводится «на общих основаниях», исключения для него не предусмотрено (сейчас – наоборот);

 - все обязательные требования, оформленные актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года, – перестанут быть предметом контроля. Ну и все акты, принятые в СССР и РСФСР, наконец, – тоже;

 - риск-ориентированная система останется, изменится только ее название и отдельные нюансы;

 - все должностные лица всех надзорных органов, осуществляющие надзор/контроль, будут именоваться одинаково – инспекторы, которые «при исполнении» должны быть в форменной одежде;

 - новый ФЗ будет разделять контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. Первые – это небольшие акции, направленные на добычу сведений и доказательств (осмотр, допрос, отбор проб, эксперимент и т.п.). Они «просто так», без соответствующей санкции проводиться не могут. Вторые - это самостоятельные надзорные процедуры (проверка, рейд, закупка и т.п.). Помимо этого, предусмотрен широкий ассортимент профилактических мероприятий (выдача рекомендаций, профилактический визит, меры поощрения за добросовестность и т.д.). Профилактический визит, например, это когда инспектор приходит на объект, оценивает его состояние и дает рекомендации. Наказывать или выдавать предписания по итогам профвизита нельзя. Такой визит точно будет организован в новые компании, в течение первого года работы, а к остальным – по обстоятельствам;

Основания для надзорных мероприятий остаются примерно теми же, но вместо применяемой сейчас формулировки, связанной с угрозой или причинением вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, предложена такая: «наличие достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований». Инспекторы также вправе опрашивать свидетелей (очевидцев) нарушений. И хотя опрос - дело добровольное, но людей, в этом случае, предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Представители контролируемого лица свидетелями быть не могут. В проекте также сказано, что инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица. Например, съел некачественный продукт. Все виды надзора планируют заносить в специальный реестр. Если надзора в нем нет - проверять нельзя. Нет административного регламента – проверять нельзя. Нет положения о виде контроля – проверять нельзя. В тоже время, все сведения о контрольных мероприятиях должны оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия никакой информации о нем в реестре проверок нет – инспектора можно на объект не пускать.

У каждого ИП и юрлица будет собственный электронный личный кабинет – вероятно, в рамках портала контрольно-надзорной деятельности. Через этот кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган. По окончании проверки контролируемое лицо получит не только акт, предписание и протокол об АП (как сейчас), но и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Отдельным пунктом в законопроекте обозначено положение о неустранимых противоречиях в нормативных требованиях. Теперь контролирующие органы должны будут трактовать их исключительно в пользу контролируемого лица.