Напомним, что российское законодательство обязывает всех работодателей проводить спецоценку условий труда, как минимум раз в 5 лет. По итогам процедуры утверждается отчет, который готовится организацией-оценщиком, проводившей СОУТ. Также законодательство устанавливает, что компания-оценщик в десятидневный срок должна направить результаты проведенной спецоценки в государственную информационную систему. Однако сложившаяся практика показывает, что в некоторых случаях организации-оценщики не предоставляют сведения в информационную систему либо направляют неполные и некорректные данные, а у работодателей отсутствует прямая заинтересованность в передаче сведений о результатах СОУТ.  

Между тем, грамотно проведенная оценка влияет на предоставление работникам, закрепленных в трудовом законодательстве гарантий и компенсаций. Поэтому для того, чтобы свести к минимуму возможность нарушения социально-трудовых прав работников, предложенный Минтрудом проект предполагает внести в ФЗ «О специальной оценке условий труда» следующие поправки:

 - Закрепить положение, обязывающее компанию-оценщика вносить информацию о предполагаемой спецоценке условий труда в государственную информационную систему непосредственно после подписания соглашения с работодателем о ее выполнении (то есть перед началом ее проведения). Только после этого допускается использовать результаты СОУТ.

 - Привязать факт вступления в силу результатов процедуры СОУТ к размещению данных о ней в информационной системе. То есть работодателя появится право требовать подтверждение оценщиком факта направления сведений в систему.

По мнению чиновников Минтруда, подобный правовой инструмент обеспечивает превентивную защиту социально-трудовых прав работников, а также мотивирует работодателей к окончанию процедуры СОУТ. Он будет способствовать внесению корректных сведений в государственную информационную систему об итогах СОУТ и увеличит ответственность компании-оценщика и работодателя за результаты процедуры.