За весь переходный период не раз ломались копья о целесообразности установления именно такой процедуры оценки. Ведь по сравнению с АРМ методика проведения СОУТ значительно сократилась в объеме. В новостных лентах постоянно встречалось освещение ситуаций, где по закону вроде всё было правильно, а на деле условия труда работников, в отличие от назначенных гарантий и компенсаций, остались прежними. Поэтому наряду со снижением административной нагрузкой на бизнес, самое важное – здоровье и жизнь «человека трудолюбивого» как будто бы обесценилось.

Вместе с тем, даже с учетом упрощения процедуры, на сегодняшний день СОУТ проведена не всеми работодателями - по данным Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда лишь 568 организациями. Теперь, с 1 января 2019 года в полную силу вступают штрафные санкции для уклоняющихся. В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
Способ проверки недобросовестных работодателей - контроль сведений, входящих в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Вносит их туда организации, проводящие СОУТ, на основании копии утвержденного отчета, вернувшегося от работодателя. Поэтому, если в вашей организации СОУТ проведена - следует проконтролировать процесс представления данных об этом во ФГИС.