Ростехнадзор разработал "Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Документ содержит характеристики нарушений в различных сферах надзора:
- федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, включая вопросы федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии;
- федеральный государственный энергетический надзор, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;
- федеральный государственный строительный надзор (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
К первой сфере надзора относятся атомные станции (3 типовых нарушения); исследовательские ядерные установки (3 типовых нарушения); осуществление государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии (8 нарушений); объекты ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов (10 нарушений); учет, контроль и физическая защита ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов (12 нарушений).
Второй сфере надзора подлежат генерирующие объекты и объекты электросетевого хозяйства (37 нарушений).
Третья сфера надзора контролирует объекты федерального государственного строительного надзора (13 нарушений); деятельность саморегулируемых организаций (7 нарушений).
В общую сферу федерального государственного надзора в области промышленной безопасности включены объекты горнорудной и нерудной промышленности, объекты подземного строительства (13 нарушений); объекты котлонадзора и подъемных сооружениях (15 нарушений); объекты хранения и переработки растительного сырья (13 нарушений); организации химического комплекса (16 нарушений); организации оборонно-промышленного комплекса (4 нарушения); объекты магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа (11 нарушений); объекты газораспределения и газопотребления (5 нарушений); объекты нефтегазодобывающей промышленности (10 нарушений); объекты нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, объекты нефтепродуктообеспечения (4 нарушения); объекты угольной промышленности (24 нарушения).
Нарушения ранжированы по степени риска, в некоторых случаях указана основная причина нарушения. Также указаны ссылки на нормативные правовые акты, устанавливающие требования и ссылки на статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающие ответственность.
Указанный перечень необходим в ходе контрольно-надзорных проверок, регламентирующих риск-ориентированный подход. К слову, законопроект с перечнем проверочных листов пока не утвержден Ростехнадзором. Хотя по действующему законодательству их использование при проверках должно начаться уже с 1 января 2018 года.