На днях в Москве, в рамках Недели российского бизнеса, прошел форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства». О планах по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД), рассказал Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

По словам министра, в наступившем году российские работодатели уже не так обеспокоены вопросами проверок. На первый план вышли проблемы, связанные с тарифами, высокими налогами и недостатком квалифицированных кадров. Тем не менее реформирование КНД никто откладывать не собирается.

Основными направлениями контрольно-надзорной реформы в 2018 году станут:

 - устранение избыточных и устаревших требований законодательства,

 - пересмотр Кодекса об административных правонарушениях,

 - внедрение информационных технологий в процесс КНД,

 - доработка проверочных листов,

 - профилактика нарушений работодателей.

«При пересмотре КоАП, есть намерения соотнести размер штрафов с объемом бизнеса, чтобы исключить ситуации, когда штрафы от контролирующих органов приводят к закрытию предприятий», - заметил Михаил Абызов.

Параллельно Центр технологий государственного управления РАНХиГС провел исследование о проверках на российских предприятиях, опросив 1000 работодателей. Результаты выглядят так: чаще всего с проверками приходят сотрудники МЧС, проверяющие соблюдение требований противопожарного режима (65,8% ответов). Чуть реже посещают предприятия налоговики (61,5% ответов). На третьем месте Государственная инспекция труда – 42,5%. На четвертом Роспотребнадзор – 41%.
При этом большинство опрошенных, это индивидуальные предприниматели и малый бизнес. То есть призыв «н кошмарить» этот сегмент экономики остался не услышанным.
Впрочем, респонденты говорят, что количество проверок несколько снизилось, и это подтверждают цифры - если в 2015 году в среднем в отношении каждого респондента в год проводилось 2,8 проверки, в 2016-м среднее количество проверок составило 2,5.
В РАНХиГС связывают данное снижение с введением риск-ориентированного подхода, при формировании плана проверок. Но при этом средний «чек», то есть штраф, вырос более чем в два раза – если в 2013-м он, усреднено, составлял 40 000 рублей, то в 2017-м уже 100 000 рублей.