Роструд выпустил Методические рекомендации (МР) по расследованию несчастных случаев (НС) на производстве для инспекторов труда. Этот документ официально опубликован не был, поэтому о его содержании можно судить только по информации содержащейся на профессиональных форумах по охране труда.

В рекомендациях отражены инстанции-союзники ГИТ, с которыми требуется заключать соглашения о передаче необходимой информации по НС. Это ГУВД, Следственный комитет и государственные медицинские учреждения.

В разделе общих вопросов указано, что при получении извещения о НС, сотруднику ГИТ необходимо проверить его на соответствие требуемой формы. Также нужно обратить внимание на своевременность направления работодателем извещения. Если сроки (1 сутки с момента НС) нарушены, необходимо принять меры – привлечь организацию и должностное лицо, ответственное за отправку извещения к административной ответственности.

Напомним, что ГИТ принимает участие в расследовании только тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. Кроме того, по жалобе пострадавшего работника о травме сокрытой предприятием может быть проведена внеплановая проверка. Если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте РФ – расследование проводит территориальная ГИТ. А после его завершения расследования передает материалы дела в инспекцию по месту регистрации юридического лица.

В случае изменения при расследовании степени тяжести НС (с легкой на тяжелую) работодатель должен в течение трех суток направить повторное извещение в ГИТ для участия инспектора в дальнейшем расследовании.
В разделе № 2 сказано, что участвовать в расследовании НС преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт таких расследований на производстве.

По завершении следственных мероприятий, копия акта расследования вместе с картой учета НС и анкетой расследования НС загружаются в систему отчетности ГИТ.

В анкете описываются обязательные поручения и их исполнение инспектором. Интересный факт – в п. 6 анкеты сказано: «В раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, включать генерального директора и начальника службы по охране труда организации», а в пункте 8 необходимо указать сумму административного штрафа выписанного начальнику отдела охраны труда на основании ст. 212 ТК РФ. Вот только в статье 212 указана лишь обязанность работодателя обеспечивать безопасные условий и охрану труда. При этом больше в этой анкете не указывается никаких других виновных оштрафованных лиц.
Пугают и внушительные размеры штрафов указанные в п. 5 анкеты – 150 000 руб. за тяжелый НС и 1 млн. руб. за смертельный. Кстати в КоАП такая конкретика по величине штрафов отсутствует.

Конечно, методические рекомендации не обязывают инспектора по труду следовать им в точности. Но можно предположить, что ГИТ воспримет их как руководство к действию.