Межведомственная рабочая группа, занимающаяся новым КоАП, созданная при правительстве РФ по поручению главы кабинета министров Дмитрия Медведева, на днях обсудила сразу три раздела концепции кодекса: введение, общие положения и производство по делам об административных правонарушениях. В рабочую группу, которую возглавил руководитель аппарата правительства, вице-премьер Константин Чуйченко, вошли представители Госдумы, Совета федерации, Верховного суда, научного сообщества.

В разделе «введение» заложен комплексный подход к пересмотру действующего административного законодательства. Специалисты уверены, что кодекс нужно совершенствовать синхронно реформе контрольно-надзорной деятельности. Новой нормой для российской практики может стать «освобождение от административной ответственности и наказания». Ее рабочая группа заложила в раздел «общие положения». Речь идет о замене административного наказания, его отсрочке, рассрочке и приостановке исполнения. В этой связи обсуждается также возможность «приостановления течения сроков давности». В разделе о «производстве по делам об административных правонарушениях» разработчики концепции особое значение придают детальной регламентации порядка возбуждения таких дел, их рассмотрения и пересмотра.

Концептуальные установки разработаны «для всех шести разделов будущего кодекса», сообщил первый зампред думского комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин. Он является соавтором проекта нового КоАП, разработанного в Госдуме прошлого созыва, но так и не рассмотренного нижней палатой российского парламента. По словам господина Вяткина, в рабочей группе «завершается обсуждение всех концептуальных установок, вырабатываются общие подходы, сглаживаются противоречия». Эксперты, в частности, высказывали разные мнения о том, «сколько кодексов должно быть». Некоторые предлагали разработать также административно-процессуальный и административно-исполнительный кодекс по аналогии с уголовным законодательством. Не менее сложной выглядит проблема разграничения полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением, так как штрафовать граждан в зависимости от степени правонарушения могут суды, госорганы региональной власти, а также муниципалитеты. «Разные мнения высказывались также о возрасте, начиная с которого гражданина можно привлекать к ответственности за правонарушения, — сообщил Дмитрий Вяткин. - Но революций здесь не будет: 16 лет было и останется».

В вопросах же правовой помощи гражданам при рассмотрении административных дел в судах разногласий не было: рабочая группа поддержала предложение Минюста включить этот аспект в концепцию КоАП. Для случаев, когда гражданина могут наказать административным арестом, решено прописать в кодексе обязательное участие адвоката для оказания квалифицированной помощи. Рабочая группа признала целесообразным предусматривать дополнительные бюджетные расходы при назначении адвоката.