В частности, в каждом регионе должен быть определен на конкурсной основе региональный оператор по обращению с отходами, а сами отходы должны при сборе сортироваться. Кроме того, органы местной власти должны провести общественные слушания по вопросам размещения полигонов ТБО и мусороперерабатывающих предприятий. Но ничего из вышеперечисленного пока не сделано. И когда это произойдет, никто сказать не может. Пока же, депутаты Государственной Думы обсудили итоги анализа хода реализации реформы, которые оказались неожиданными. Так, по данным депутатов, занимавшихся анализом, платежи за вывоз мусора для граждан вырастут по разным субъектам в несколько десятков раз. Например: в Туруханском районе Красноярского края тариф для семьи из трех человек, проживающих в квартире площадью 60 кв.м., вырастет с 230 рублей до 13000 рублей. В Ямальском районе ЯНАО тариф вырастет в 33 раза. В Ингушетии в 18,5 раз. Жителям других регионов придется заплатить за мусор в 4-5 раз больше, нежели сейчас. 

Такое резкое увеличение размера платежей возникает в результате изменения порядка расчета тарифа. В результате реформирования расчет производится по нормативам накопления отходов, которые разрабатывают органы местной власти для разных групп населения. И как показывает анализ, проведенный депутатской группой, часто нормативы носят абсурдный характер. К примеру, по нормативам 16-летний школьник из Перми за год накапливает 0, 38 куб.м., а пермский учащийся среднего профессионального учреждения такого же возраста «производит» за год более 4 куб.м. отходов. Объяснений такого расхождения чиновники найти не могут, поэтому был подготовлен депутатский запрос в Федеральную антимонопольную службу. 

Отметим, что новые тарифы должны вступить в силу с 1 января 2019 года, для разработки тарифа вся территория страны поделена на 241 зону, в каждой из которых принимаются свои нормативы накопления отходов и свои тарифы на их утилизацию.

Также депутаты выяснили, что ни один субъект РФ не начал работу по проведению общественных слушаний по вопросам территориального планирования мест складирования отходов, мусороперерабатывающих предприятий. Между тем, уже сегодня местные органы власти не могут предоставлять земельные участки под размещение такого рода объекта без обсуждения с гражданами. В то же время из региональных бюджетов на эти мероприятия потрачено более полумиллиарда рублей, что подтверждается официальной информацией с сайта Госзакупки. По этому факту депутатская группа направит в ближайшее время материалы для проверки в Генпрокуратуру.

Тем временем, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области возобновило торги по поиску регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Изначально они были объявлены в августе текущего года, но впоследствии ведомство торги приостановило. Теперь конкурс назначен на 10 октября. Компании-победителю присвоят статус регоператора по обращению с ТКО в Самарской области на девять лет. Свою деятельность он должен будет начать не позднее 1 января 2019 года.

В задачи регоператора войдет заключение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению мусора по тарифам, установленным для них.

Тарифы, а также список действующих и планируемых к созданию объектов по складированию и переработке мусора прописан в конкурсной документации.

Также в торгах обозначена "максимальная приведенная стоимость услуги регионального оператора" на территории всей Самарской области на период до 2027 г. включительно, размер которой составляет 54,9 млрд рублей.

Как уточняется в приложении к конкурсной документации, расчет этой цифры представляет собой необходимую валовую выручку регоператора за весь срок работы. Она рассчитывается с учетом индекса потребительских цен на уровне 104 и нормы доходности инвесткапитала — 13,21%. При этом минимальная "приведенная стоимость" услуг регоператора не устанавливается.