Депутаты нижней палаты парламента РФ доработали законопроект о школьной медицине с учетом всех поступивших из правительства замечаний и предложений. Как подчеркнул глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, авторами обновленной редакции законопроекта стали свыше ста депутатов. Документ также доработан с учетом мнений педиатров и медицинских экспертов. По словам г-на Морозова, сейчас необходимо переходить к внедрению четкой структуры школьной медицины по всей стране.

В советские годы медкабинеты были в каждой школе. Детям делали не только прививки, но даже лечили зубы. Например, в Москве в 1960-1970-е годы, помимо медсестры, которая работала в школе каждый день, дважды в неделю приходили врач-стоматолог и специальная медицинская сестра. А в осенние месяцы для работы с первоклассниками трижды в неделю на несколько часов приходил еще и врач-логопед.

Сейчас постоянное присутствие медработника в обычной школе не предусмотрено, они работают только в школах спортивных. Как подчеркивает генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев, сегодня ответственность за здоровье детей полностью возложена на родителей.

Заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, врач-кардиолог Нана Погосова в целом поддерживает предложение о возвращении в школы медработников. «Но не думаю, что в каждой школе обязательно нужен врач, достаточно среднего медицинского персонала, - говорит Погосова. - У нас сегодня серьезная проблема с детским ожирением, поэтому задача школьного медработника - это прежде всего профилактика здорового образа жизни. Чтобы дети с малых лет учились правильно питаться, заниматься спортом, конечно, с учетом индивидуальных особенностей организма».

Впрочем, не все так однозначно. Дмитрий Журавлев, в частности, обращает внимание и на организационные вопросы: «На чьем балансе должны находиться школьные медкабинеты? Если они будут включены в систему медучреждений, то где поликлиники найдут деньги и кадры для их комплектования, учитывая, что детских медицинских учреждений на районном уровне у нас в стране не так уж много?»

Доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилл Парфенов напоминает, что по приказу минздрава, изданному несколько лет назад, на тысячу школьников должны приходиться один врач и медсестра. «Если сейчас в России свыше 15 миллионов школьников, то требуется не менее 30 тысяч медиков. Где их взять, если по стране в среднем обеспеченность участковыми детскими врачами немногим выше 60 процентов?»

По мнению Кирилла Парфенова, эта проблема характерна для всей системы здравоохранения РФ. И если будет принято решение вновь вводить школьную медицину, то делать это нужно только для образовательных учреждений в больших городах, поскольку на селе школы и больницы всегда расположены рядом.