Эти инициативы содержатся в двух законопроектах, которые кабинет министров РФ внес на рассмотрение Госдумы. Первый законопроект вводит административную ответственность за отказ работодателя изменить зарплатный банк по заявлению сотрудника. За это нарушение предлагается штрафовать должностных лиц на 10-20 тысяч рублей, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - на 1-5 тысяч рублей, юридических лиц - на 30-50 тысяч рублей. Предусмотрены также и предупреждения. По данным Роструда, в 2018 году работодатели нарушали права сотрудников по оплате труда примерно 81 тысячу раз.

Во втором законопроекте предлагается увеличить срок подачи заявления сотрудниками об изменении кредитной организации.

Такой срок предлагается увеличить с пяти рабочих дней до 15 календарных дней до дня выплаты. "На практике работодатели, имеющие многочисленный штат работников, технически не всегда успевают обработать заявления работников об изменении кредитной организации для перечисления заработной платы, если такие заявления поступили за пять рабочих дней до выплаты заработной платы", - отмечается в пояснительной записке.

Авторы законопроектов указывают, что предлагаемые изменения позволят сократить риски нарушений трудового законодательства и помогут развитию конкуренции на рынке банковских услуг в сфере трудовых отношений.

Изменения в Трудовом кодексе, по которым работники могут самостоятельно выбирать себе зарплатный банк, а не пользоваться услугами исключительно выбранной работодателем кредитной организации, существуют с 2014 года. Но де-факто проблема "зарплатного рабства" не исчезла. Так, в январе 2019 года представители частных банков указывали, что огромное число работников до сих пор привязаны к одному банку - причем, как правило, с госучастием. По их словам, для удержания клиентов за использование зарплатного проекта работникам предлагаются в том числе пониженные ставки по корпоративным кредитам.

Для решения этой проблемы представители частных банков предлагали создать единый зарплатный реестр. По их мнению, такой реестр заставил бы исчезнуть само понятие зарплатного проекта и исключил бы из уравнения работодателя: банки, желающие работать с деньгами клиента, общались бы с ним напрямую.