Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с проведением лесосечных работ, в том числе с использованием машин и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также вывозом из леса древесины.
В настоящее время, учитывая особенности лесистой местности, а также ограниченное количество лесных инспекторов, задержать лиц, осуществляющих незаконную рубку лесных насаждений, непосредственно на месте совершения правонарушения удается редко. Соответственно, доказать их причастность к неправомерной рубке деревьев, кустарников и лиан весьма затруднительно. Проектируемые изменения лесного законодательства позволят оперативно выявлять лиц, находящихся в лесах и осуществляющих лесосечные работы в неустановленном порядке.
Для решения этой проблемы Лесной кодекс РФ будет дополнен статьей, согласно которой к заготовке древесины приравнивается пребывание в лесах граждан с машинами и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, не связанное с выполнением мероприятий по сохранению лесов.
Предполагается, что перечень машин и оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины будет утвержден Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В упомянутый перечень предлагается включить гусеничные трелевочные тракторы, колесные трелевочные тракторы, форвардеры, харвестеры, харвардеры, валочно-пакетирующие машины, лесовозы, сучкорезные машины, лесопогрузчики, харвестерные головки, лесозахваты и грейферы для леса, краны-манипуляторы для харвестеров, краны-манипуляторы для форвардеров. Не будут внесены машины и оборудование двойного назначения (в том числе бензо- и электропилы), а также приспособления и инструменты, хотя и предназначенные для рубки лесных насаждений и переработки древесины, но не являющиеся машинами и оборудованием (в том числе топоры, ручные дрели, пилы, ножи).
В связи с необходимостью принятия указанного перечня, статьей 2 законопроекта предлагается установить особый порядок вступления в силу соответствующего федерального закона – по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Также для успешной реализации предлагаемых мер необходимо актуализировать перечень машин и оборудования, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности в части машин и оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины.
Отметим, принятие предлагаемого законопроекта станет эффективной мерой по профилактике незаконных рубок лесных насаждений, при этом не вводящей ограничений в добросовестной реализации прав и свобод граждан РФ.