Начиная с прошлого года, специалисты по охране труда вынуждены скрупулезно штудировать комплекс проверочных листов, применяемых ГИТ при плановых проверках. Сначала их было 107, затем разработали еще 28, последние пока не утверждены.

С января 2018 года проверкам по чек-листам подлежали лишь предприятия с умеренным риском. А с 1 июля, все плановые проверки за соблюдением трудового законодательства должны проводиться с использованием чек-листов. Однако, неожиданно для многих выяснилось, что проверочные листы для инспектора ГИТ носят добровольный характер применения. Обусловлено это отсутствием в законодательных актах нормы по их обязательному использованию. Вернее, ни ст. 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях, ни требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусматривают ответственности за нарушение такого порядка. Таким образом, инспекторы ГИТ, как и прежде, могут запрашивать у предприятия перечень документов по охране труда и кадрового делопроизводства помимо пунктов опросных листов.

В итоге для работодателя введение чек-листов ситуацию только усложнило. Теперь при проверках специалисты вынуждены проводить двойную работу, пытаясь удовлетворить требования ГИТ по наличию необходимой документации, и, одновременно, вникая в пункты опросных листов, которые, честно говоря, не дают четких указаний к действию.

Впрочем, несмотря на то, что никаких санкций за игнорирование обязательного применения чек-листов инспекторами пока нет, работодатели после проведения проверки без использования «вопросников», могут оспорить ее результаты в суде. Правда, какой будет правоприменительная практика по подобным делам, предсказать сложно.